Сегодня на территории Кронштадтского адмиралтейства для почетных гостей была проведена экскурсия по выставке «Полярные победы России». Выставку посетили: Директор ФГАУ «Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот» западного военного округа Андрей Кононов, начальник Отдела развития культурных связей с регионами Арктической зоны и работы с малочисленными и народами Севера Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Оксана Журба, иерей, клирик Кронштадского собора Сергей Резниченко, а также представители научного сообщества.

Организаторами выставки стали Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российское Военно-историческое общество в Ленинградской области и г. Санкт-Петербург» и Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики. Проект временной экспозиции летом 2020 г. вошёл в число победителей Всероссийского конкурса проектов военно-исторической тематики, который проводится Российским военно-историческим обществом.

— Следующий год для России – это Арктический год, потому что Россия вступает в председательство в Арктическом совете. С 2021 по 2023 год Российская Федерация будет возглавлять эту организацию, которая объединяет восемь государств, имеющих приполярные территории – сказала Оксана Журба. Она предложила всем участникам мероприятия  следить за планом мероприятий на следующий год и принимать активное участие в популяризации и изучении истории освоения Арктики.

Во многих областях полярных исследований и технологий наша страна занимает лидирующие позиции в мире. Это и уникальный атомный ледокольный флот, и многолетние исследования с дрейфующих льдов. Выставка «Полярные победы России», посвящена арктическим победам и достижениям мореплавателей и исследователей нашей страны. Здесь представлены материалы из собрания Музейно-выставочного центра: подлинная техника, принимавшая участие в полярных экспедициях, фотографии, карты и плакаты.

Андрей Кононов передал слова благодарности за организацию и открытие выставки от командующего Западным военным округом Александра Журавлева и отметил, что «мы с нашими партнерами из Российского военно-исторического общества, находимся здесь, в парке Патриот, в очень знаменательный день – день основания военно-морского флота. Именно 30 октября 1696 года Петр I подписал указ «морским судам быть. После чего флот закрепился как в мировом океане, так и в Арктике и продолжает закрепляться и сегодня».

Выставка «Полярные победы России» показывает все этапы отечественного освоения Арктики – от путешествий землепроходцев XVII века до современных ледоколов и ледостойких платформ. Разделы выставки освещают историю создания отечественного ледокольного флота, советских полярных станций, экспедиции 1920–1930-х гг., послевоенную историю полярных исследований.

Началась экскурсия с  комплекса «Народы Арктики». Здесь показано, как в наши дни живут морские зверобои Арктики (чукчи) и оленеводы (ненцы). Сочетание элементов традиционной и современной культур прослеживается в представленных предметах: например, нарты имеют усиление из алюминиевой дуги, в байдаре можно увидеть поворотный гарпун и копьё для охоты на моржей, рядом с традиционным чумом возвышается чум, покрытый брезентом.

Затем на красочных планшетах представлены несколько разделов выставки: «Кронштадт – колыбель полярных плаваний», «1820 год – открытие Антарктиды», «Полярная станция Бухта Тихая», «Исследования Арктики и Антарктики».

На всех исторических этапах прослеживается роль российских военных моряков в изучении Северного Ледовитого океана. Многие выдающиеся экспедиции XIX в. отправились в путь из Кронштадта, здесь служили Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель, С.О. Макаров. Именно с Кронштадтом связаны технические эксперименты, положившие начало отечественному ледокольному флоту. Особая яркая страница этих плаваний – история открытия шестого материка и экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, 200-летие со времени которой отмечается в наши дни.

бюсты работы скульптора Анастасии Лужиной – портреты полярных исследователей, изучавших эту землю и работавших в бухте Тихой – С.О. Макарова, Г.Я. Седова, О.Ю. Шмидта, В.Ю. Визе, И.Д. Папанина, М.И. Водопьянова, Н.П. Демме.

Раздел «Полярная станция Бухта Тихая» посвящён не только истории стационара и исследований, проводившихся в нём. Здесь посетителям представлены основные страницы истории изучения острова Гукера, проект создания будущего музея в Бухте Тихой. Привлекает внимание бюсты работы скульптора Анастасии Лужиной – портреты полярных исследователей, изучавших эту землю и работавших в бухте Тихой – С.О. Макарова, Г.Я. Седова, О.Ю. Шмидта, В.Ю. Визе, И.Д. Папанина, М.И. Водопьянова, Н.П. Демме. Памятником героической эпохи советской полярной авиации 1930-х гг. является реплика самолёта-амфибии Ш-2, построенная в 2004–2016 гг. любителем-энтузиастом В.А. Захаровым. Две такие машины в 1930-х гг. находились на станции. Здесь же представлен макет полярной станции и макет будущего музея, который разместится в одном из зданий станции – в ангаре.

Исследования и научные открытия предваряют хозяйственное освоение территории. Его успех был невозможен без особой техники, способной работать в суровых условиях. Поэтому в большом тематическом разделе «Освоение Арктики» представлены подлинные образцы наземной арктической техники: вездеходы и трактора, работавшие на Севере. Особый подраздел посвящён первым арктическим вездеходам. Появление в Арктике в 1930-е гг. специализированной техники – полугусеничных автомобилей НАТИ-3 – связано с именем выдающегося полярного геолога Н.Н. Урванцева. На выставке можно увидеть одну из таких машин, а также работавшие на Севере в послевоенное время полугусеничный вездеход ЗИС-42 (1940-е гг.) и вездеход на шасси самоходного орудия СУ-100 (начало 1960-х гг.). Они вывезены из Арктике в ходе экспедиций Музейно-выставочного центра в 2010-х гг. и частично восстановлены. На выставке также увидеть аэродромный кран, прицеп и волокуши, использовавшиеся в работе в 1930–1940-е гг.

Следующий подраздел связан с организацией добычи полезных ископаемых на Севере. В 1920–1940-е гг. она не мыслилась без организации системы принудительного труда заключенных. В экспозиции представлены вагонетки двух типов, вывезенные с о. Вайгач, с образцами руды; на планшетах – рассказ о Вайгачлаге.

Ещё один подраздел повествует о научных исследованиях Арктического бассейна в середине ХХ в. Краткие сведения представлены на планшетах, рассказ дополняет подлинный экспонат – ярко-оранжевая палатка КАПШ-2, специально разработанная для арктических экспедиций.

«Атомные ледоколы и Северный морской путь» – этот тематический подраздел представлен не только на стендах. Лопасть винта первого судна, покорившего в надводном положении Северный полюс в 1977 г. – атомохода «Арктика» – есть в экспозиции. Вес экспоната превышает 7 тонн, поэтому он встречает посетителей у входа в выставочное пространство.

Трагическая тема – «Война в Арктике». Это история опасных рейсов по трассе Северного морского пути, полярных конвоев и программы ленд-лиза. В экспозиции – машины, доставленные в СССР по ленд-лизу. Они восстановлены до действующего состояния. Это автомобиль «Виллис», грузовик «Студебекер» и моторная лодка М-2.

Полярные победы – это не только Арктика, но и Антарктика. Спустя много лет, в 1956 г., наша страна вернулась в Антарктику и сейчас является одним из лидеров исследований шестого континента. Об антарктических исследованиях рассказывает специальный раздел выставки, где представлен подлинный вездеход – участник южнополярных экспедиций.

Выставка «Полярные победы России» рассчитана на самый широкий круг посетителей, призвана дать максимально полное представление о достижениях России в Арктике и Антарктике. В условиях пандемии  выставка пока работает в формате онлайн.